Статьи
  • Что такое стандартизация и метрология?
    045600

    Понятие стандартизация в метрологии включает в себя обширную область деятельности, в которую входят практически все аспекты жизнедеятельности современных предприятий. Стандартизация и метрология неразрывно связаны между собой. Стандартизация в метрологии — один из самых необходимых и эффективных инструментов в организации метрологического обеспечения производства.


    Во всех развитых странах используют стандартизацию и метрологию для улучшения роста и могущества страны. С их помощью решают вопросы повышения эффективности производства, увеличивают качество предметов производства. Стандартизация и метрология значительно влияют на качество жизни граждан страны. Правильно поставленная стандартизация в метрологии и метрологических службах способствует развитию предприятий во всех сферах деятельности.


    В Российской Федерации внедрена государственная система стандартизации (ГСС), которая сводит воедино все требования и помогает упорядочить работы по стандартизации и метрологии на всех отечественных предприятиях. На основе комплекса ГСС ведется работа по стандартизации и метрологии на всех жизненных циклах продукции. На основе этого комплекса осуществляется метрологическое обеспечение и управление качеством продукции.


    ГСС содержит не просто стандарты, все эти нормативные документы неразрывно связаны между собой. В них изложены основные определения, задачи качества, методы и пути решения задач стандартизации в метрологии и метрологического обеспечения. Изложены пути и методы использования и развития НТД по стандартизации и метрологии. Определена последовательность издания и применения стандартов и других нормативно-технических документов по стандартизации и метрологии. Определен порядок их корректировки и контроль за использованием и добровольным выполнением стандартов. При этом решен вопрос общих правил оформления стандартов, что должно содержаться в них и др.


    Стандартизация в метрологии – определение и использование правил для организации метрологического обеспечения деятельности всех сторон, участвующих в производственном процессе. Стандартизация в метрологии при производстве продукции должна решить следующие задачи: определить полный комплекс мер обеспечивающих качество продукта на всех стадиях его производства, обеспечить полное соответствие конечного продукта требованиям заказчика, обеспечить высокую производительность труда персонала и оборудования, оптимизировать расход исходных материалов, затраты энергии на производство, обеспечить безопасность труда при производстве продукции и дальнейшей эксплуатации изделий, а также оптимизировать время, затраченное на производство продукции.


    Объектами стандартизации в метрологии являются всё, что можно отнести к изделию. Это — нормативные документы, содержащие все правила и нормы допусков при производстве продукции. Это — нормативные документы, содержащие требования к качеству продукции и методы достижения этого качества. Но основная идея стандартизации в метрологии — это то, что разрабатываемые стандарты могут многократно использоваться в других областях деятельности человека и различных отраслях государственного хозяйства.

    Имеются различные сферы действия комплекса стандартов в метрологии.


    В зависимости от формы руководства существует:

    • Государственная стандартизация;
    • Национальная стандартизация;
    • Международная стандартизация.


    Государственная стандартизация – стандартизация в метрологии, которую проводят государственные органы власти. Они же разрабатывают и перспективные планы стандартизации.

    Национальная стандартизация – это форма стандартизации в метрологии, которая также проводится в государственном масштабе, но государственные органы власти не оказывают прямого руководства.

    Международная стандартизация – осуществляется международными организациями, специально созданными для этих целей. Как правило, такие организации создаются несколькими государствами для решения вопросов торговли, совместных научных разработок, обеспечения совместной обороны и других вопросов взаимодействия.


    Основные нормативно-технические документы, используемые при стандартизации в метрологии, это — сам стандарт и технические условия.


    Стандарт – нормативно-технический документ, в котором содержатся основные требования, разработаны и определены правила и нормы к объекту стандартизации. Стандарт обязательно должен быть утвержден уполномоченным на это органом.


    Технические условия (ТУ) – нормативно-технический документ, в котором изложены требования к конкретным видам продукции. При производстве продукции ТУ является основным документом в комплексе документации на конкретное изделие.

    Целями и направлениями стандартизации в метрологии являются:

    • Определение основных требований к качеству произведенного продукта, для этого стандартизуют исходное сырье и комплектующие;
    • Разработка критериев качества продукта или системы качества; с определением средств метрологического контроля и испытаний;
    • Повышение унификации продукции;
    • Обеспечение единства измерений, создание эталонов.
  • Где можно поверить тахограф?
    453882_805487_1319458938

    В СМИ были даны подробные разъяснения всех положений Федерального закона от 14 октября 2014 года № 307-ФЗ о внесенных изменениях в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, вступающих в силу 15 ноября 2014 года.

    В частности, в статью 11.23 КоАП РФ вносится уточнение о применении административных мер за выпуск на линию транспортного средства без тахографа или с неработающим тахографом. За указанное правонарушение аналогично применяются меры, как и по действующему законодательству за управление транспортным средством для перевозки грузов и (или) пассажиров без тахографа или с неработающим тахографом. Для должностных лиц за данное правонарушение КоАП РФ предусмотрено наложение административного штрафа в сумме от 5 000 до 10 000 рублей.

    Возможно, это разъяснение и стало следствием многих обращений в общественную приемную ФБУ «Севастопольский ЦСМ» с вопросом: «Где можно поверить тахограф?».

    Поверители ФБУ «Севастопольский ЦСМ» освоили поверку этих приборов еще в 2010 году. Что же это за приборы, неприменение которых или нарушение применения влечет такие штрафы?

    Тахограф — это прибор, который фиксирует и скорость автомобиля, и остановки, это — своего рода «черный ящик». Тахограф – гарант честных взаимоотношений водителя и автоинспектора. Тахокарта, которую выдает прибор, будет доказательством, как виновности, так и невиновности водителя. Для владельца автопредприятия — это также незаменимый контролер за маршрутом следования автомобиля и его состоянием.

    Кстати, стоимость поверки в разы меньше размера штрафа и составляет ориентировочно 1000 рублей. Поверка прибора может занять у водителя 30 минут. Напомним, прибор, который имеет истекший срок поверки, считается непригодным для применения.

    По заявке Заказчика поверка проводится по месту нахождения автомобиля. В 2013 году поверители предприятия выезжали даже в Николаев для поверки тахографов, поскольку предприятие ГП «Николаевстандартметрология» не имело аккредитации на право поверки такого вида приборов.

    Напоминаем, что вопросы по поверке приборов, а также по вопросам стандартизации и сертификации можно задать в общественную приемную ФБУ «Севастопольский ЦСМ» по телефонам 55-93-95, 55-90-01

  • 100 лучших товаров России
    znak_blue_goldd

    100 лучших товаров России — Всероссийский конкурс Программы «100 лучших товаров России», стимулирующий предприятия и организации к повышению качества и конкурентоспособности российской продукции и услуг.


    Учрежден в 1998 году Государственным комитетом Российской Федерации по стандартизации и метрологии, Межрегиональной общественной организацией «Академия проблем качества» и редакцией журнала «Стандарты и качество».


    Конкурс проводится на основе Положения о Программе «100 лучших товаров России», настоящего Регламента, решения Президиума МОО «Академия проблем качества» № П-05-13 от 19 ноября 2013 г. и приказа Росстандарта «О проведении Всероссийского Конкурса Программы «100 лучших товаров» №11 от 14 января 2014 г.


    Содержание


    1 Цели Конкурса

    2 Номинации Конкурса

    2.1 Особые призы

    3 Этапы Конкурса

    4 Количество предприятий-участников

    5 Примечания

    6 Ссылки


    Цели Конкурса


    1. Содействие стратегическому устойчивому развитию предприятий России по выпуску конкурентоспособной продукции и оказанию высококачественных и востребованных на рынках услуг.
    2. Продвижение идей качества, экологичности, безопасности, энергоэффективности и консолидация научного, инженерного и административно-производственного потенциала для решения проблем обеспечения имиджа предприятий.
    3. Стимулирование повышения уровня экономической состязательности и конкуренции отечественных товаропроизводителей, побуждение их к постоянному совершенствованию и модернизации производств, содействуя тем самым решению ключевых задач развития экономики.
    4. Содействие продвижению высококачественной продукции и услуг на рынки России и Единого экономического пространства Таможенного со-юза для повышения уровня и качества жизни с учетом инновационных, образовательных, рыночных и иных вызовов современности, включая правила и принципы добросовестной практики ВТО, рекомендаций ОЭСР, решений АТЭС.
    Номинации Конкурса

    Конкурс проводится в два этапа, региональный и федеральный, по шести основным номинациям: «Продовольственные товары», «Промышленные товары для населения», «Продукция производственно-технического назначения», «Изделия народных и художественных промыслов», «Услуги для населения», «Услуги производственно-технического назначения».

    Особые призы


    За особые достижения в улучшении качества и безопасности отечественных товаров (продукции или услуг) участники могут быть награждены следующими призами, дипломами или почетными знаками:

    • приз «Лидер качества» (для предприятий);
    • приз «Гордость отечества» (для высокотехнологичной продукции);
    • приз «Вкус качества» (для пищевой продукции);
    • статус «Новинка» (для продукции или услуги);
    • почетный знак «За достижения в области качества» (для руководителей);
    • почетный знак «Отличник качества» (для работников).


    Этапы Конкурса


    Региональный этап (февраль — май). Организацию и проведение регионального этапа осуществляют региональные комиссии по качеству, основу которых составляют Федеральные Государственные Учреждения «Центры стандартизации и метрологии», представители руководства регионов, средств массовой информации и общественности. Региональные комиссии по качеству созданы и активно работают почти во всех субъектах Российской Федерации. Участники регионального этапа, не прошедшие в федеральный этап, получают Свидетельство участника.

    Федеральный этап (июнь — декабрь). Организацию и проведение федерального этапа осуществляют Дирекция программы «100 лучших товаров России» совместно с экспертами Ростехрегулирования. Победители федерального этапа награждаются дипломами Лауреатов и Дипломантов.


    Источник Wikipedia

  • Рекомендуем изучить и соблюдать правила продажи отдельных видов товаров
    087-04-02

    Начиная с 2010 года, проверки за состоянием средств измерительной техники (весы, гири) в сфере торговли согласно принятому законодательству практически не проводились.

    Проверки проводились только по жалобе Покупателя. В результате отсутствия контроля и надзора за осуществлением торговой деятельности, утрачено и чувство ответственности за состоянием весов, применяемых для взаиморасчетов. Об этом свидетельствуют статистические данные ФБУ «Севастопольский ЦСМ» о количестве весов представленных на поверку торговыми организациями, которые с 2010 года имеют тенденцию уменьшения.

    Рекомендуем предпринимателям и торговым организациям изучить Правила продажи отдельных видов товаров (Утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 января 1998 года № 55).

    Согласно пункту 7 этих Правил Продавец обязан иметь и содержать в исправном состоянии средства измерения, своевременно и в установленном порядке проводить их метрологическую поверку. Для проверки Покупателем правильности цены, меры и веса приобретенного товара в торговом зале на доступном месте должно быть установлено соответствующее измерительное оборудование.

    В этих Правилах ничего нового нет. Прописные истины. Но, к сожалению, продавцы не соблюдают Правила торговли. Весы могут быть на рабочем месте без поверки. В торговом зале мы не видим, в большинстве случаев, «контрольных весов». Правила торговли должны соблюдаться и при осуществлении торговли во временных помещениях, на ярмарках, с лотков и в других случаях, если торговля осуществляется вне постоянного места нахождения продавца. Все еще имеет место применение на рынках весов электронных, не занесенных в Государственный реестр средств измерительной техники, а следовательно запрещенных к использованию при расчете с покупателем. Такие весы не пломбируются и не имеют клейма госповерителя.

    Главный помощник Покупателя в контроле веса покупки – это контрольные весы, которые должны быть установлены на доступном месте и иметь соответствующую маркировку — «контрольные весы». Так гласят Правила. Но, к сожалению, Покупатель не имеет возможности воспользоваться своим правом ввиду отсутствия должной организации торговли со стороны торговых организаций и предпринимателей.

    Обращаем внимание, как продавцов, так и покупателей, что в Севастополе в рамках законодательства Российской Федерации создан Отдел государственного надзора. Отдел является территориальным органом (инспекцией) Южного межрегионального территориального управления федерального агенства по техническому регулированию (ЮМТУ Росстандарта)

    Одна из задач отдела -это осуществление государственного метрологического контроля и надзора за состоянием средств измерительной техники. Контрольно-надзорные мероприятия обеспечиваются путем проведения плановых проверок и внеплановых, в том числе, по жалобе покупателей. Отдел располагается по адресу: ул.6-я Бастионная,32, каб.307, 312. Телефоны для справок +7-918-898-08-64, +7-918-898-58-28.

    Так что, жалуйтесь, если вас обвесили, если весы не отвечают элементарным требованиям торговли.

    Для нарушителей законодательства по применению средств измерительной техники предусмотрена соответствующая статья Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях( ст. 19.19, часть 1.) сумма штрафа для юридического лица составляет от 50 000 до 100 000 рублей, и для должностных лиц от 30 000 до 50 000 рублей. Причем, оба вида штрафа должны быть оплачены одновременно.

    Так что, дешевле обойдется соблюдать Правила, чем их нарушать. Да и Покупателя надо уважать, обеспечив его право на покупку товара полным весом и мерой.

  • Некоторые проблемные вопросы защиты прав потребителей граждан Российской Федерации, проживающих на территории Республики Крым и города федерального значения Севастополя
    Статья о проблемах правового регулирования

    Как нам всем известно, с 21.03.2014 в составе Российской Федерации образовалось два новых субъекта – Республика Крым и город федерального значения Севастополь. С этого времени все граждане Украины, постоянно проживающие на территории полуострова, признаны полноценными гражданами Российской Федерации.

    Таким образом, на территориях новых субъектов Российской Федерации должны быть в полном мере реализованы все правовые механизмы государственной защиты прав граждан, гарантированные законодательством и реализуемые на материковой части страны.
    Одним из важнейших таких прав для каждого гражданина, безусловно, являются права потребителей на получения безопасных и качественных продуктов питания, товаров и услуг, гарантированных Федеральным Законом «О защите прав потребителей» (далее – Закон).

    Ключевым элементом правовой защиты потребителей указанный Закон определяет право потребителя на получения полной необходимой и достоверной информации об изготовителя товара (исполнителе, продавце) и реализуемых его товаров (статья 8 Закона).

    При этом, изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора (статья 10 Закона).

    С целью обеспечения полноценного интегрирования Республики Крым и города федерального значения Севастополя в правовую и социально-экономические системы Российской Федерации федеральным законодательством был установлен переходной период до 01 января 2015 года.

    Вместе с тем, анализ действующего законодательства РФ показывает, что, к сожалению, до настоящего времени права жителей полуострова защищены не в одинаковой мере по сравнению с остальными гражданами Российской Федерации, прежде всего в сфере защиты их прав как потребителей товаров и услуг.

    Так, с целью фактического обеспечения и реализации, гарантированных федеральным законодательством комплекса прав потребителей товаров и услуг, в правой системе Российской Федерации с 2002 года действует Федеральный закон №29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов».

    Данным законом в частности предусмотрено, что предназначенные для реализации пищевые продукты, материалы и изделия подлежат обязательному подтверждению соответствия обязательным требованиям нормативных документов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Перечень пищевых продуктов, материалов и изделий, обязательное подтверждение соответствия которых осуществляется в форме обязательной сертификации, и перечень пищевых продуктов, материалов и изделий, обязательное подтверждение соответствия которых осуществляется в форме принятия декларации о соответствии, устанавливаются техническими регламентами, а до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов Правительством Российской Федерации (статья 12).

    При этом, на этик этикетках или ярлыках либо листках-вкладышах упакованных пищевых продуктов кроме информации, с учетом видов пищевых продуктов должна быть указана следующая информация на русском языке: о пищевой ценности (калорийности, содержании белков, жиров, углеводов, витаминов, макро- и микроэлементов); о назначении и об условиях применения (в отношении продуктов детского питания, продуктов диетического питания и биологически активных добавок); о способах и об условиях изготовления готовых блюд (в отношении концентратов и полуфабрикатов пищевых продуктов); об условиях хранения (в отношении пищевых продуктов, для которых установлены требования к условиям их хранения) (ч.3 статьи 18).

    Данные требования закона направлены, прежде всего, на обеспечения в полном объеме защиты прав потребителей на получения качественных пищевых продуктов и информации, позволяющей потребителям самостоятельно и осознанно сделать свой выбор в пользу качественного и безопасного товара.

    Вместе с тем, 31.12.2014 Федеральным законом №493-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с особенностями применения законодательства Российской Федерации на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя» приостановлено с 01.01.2015 до 01.01.2018 действие указанных выше положений Федерального Закона №29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя (статья 3).

    Таким образом, еще на протяжении двух лет жители полуострова при осуществлении покупок продуктов питания должны полагаться исключительно на добропорядочность и честность производителей.

    К сожалению, как показывает практика, высокими чувствами морального долга и ответственностью перед потребителями обладают далеко не все производители товаров и услуг.

    Например, 28 сентября прошлого года представители общественной организации совместно с телеканалом «НТС» проводило очередную акцию в одном из супермаркетов города Севастополя. В выездной проверке участвовали депутаты, представители Севсельхознадзора и ФБУ «Севастопольский Центр Стандартизации и Метрологии». В торговом зале супермаркета были обнаружены товары с истекшим сроком реализации. Было также установлено, что весы, на которых взвешиваются продукты в овощном отделе, своевременно не проходят процедуру проверки средств измерений читать здесь.

    В рамках проведенной проверки в испытательную лабораторию Севастопольского ЦСМ была передана партия продуктов питания – мясные консервы и молочные изделия, произведенные на территории соседних регионов РФ. По итогам испытаний установлены серьезные нарушения действующих норм и требований к пищевой безопасности продукции, не позволяющие реализовывать указанные продукты питания гражданам.

    Кроме того, испытательной лабораторией Севастопольского ЦСМ только в 2015 году выдано более 90 отрицательных протоколов испытаний производителям, добровольно обратившимся в данное учреждение, для проверки качества своих товаров. Большая же часть производителей полуфабрикатов, бутилированной воды, кулинарии магазинов мясных изделий и полуфабриктов не контролирует процесс производства, не осуществляет входной контроль сырья и не проводит микробиологический контроль помещений, просто прикрываясь положениями Федерального закона №493-ФЗ от 31.12.2014.

    Принятие данного закона, по видимому, было вызвано сложностями начального периода при построении логистики поставок продуктов питания с о стороны материковой части Российской Федерации. В то же время на сегодняшний день официально поставки продуктов питания с Украины прекращены, а вопрос логистики поставок решен.

    В связи с этим, хотелось бы обратиться ко всем органам, учреждениям и компетентным должностным лицам, с просьбой помочь решить вопрос о реальной защите прав крымчан на безопасность пищевых продуктов питания, отмене статьи 3 указанного выше Федерального закона №493-ФЗ, и обеспечению скорейшего перехода к осуществлению предпринимательской деятельности на территории полуострова на базе общероссийских стандартов качества продукции и услуг.

  • О результатах работы испытательной лаборатории ФБУ «Севастопольский ЦСМ» в 2015 году
    communication_02

    Одним из ключевых структурных подразделений ФБУ «Севастопольский ЦСМ» является испытательная лаборатория пищевой и промышленной продукции, аккредитованная в 2015 году в системе аккредитации ГОСТ Р. Испытательная лаборатория оснащена необходимым современным оборудованием и располагает высококвалифицированным персоналом. Постоянно проводится модернизация материально-технической базы и переподготовка персонала.

    Испытания проводятся в целях обязательной сертификации, добровольной сертификации, подтверждения подлинности продукции и обнаружения фальсификации, проверки показателей качества и безопасности, производственного контроля, подтверждения соответствия установленным требованиям нормативных документов.

    Лаборатория  проводит испытания пищевой и промышленной продукции, выполняет работы по программам производственного контроля для предприятий различного профиля (общественного питания, промышленных предприятий, предприятий сферы услуг, здравоохранения), а также  по заявкам частных лиц.  Область аккредитации испытательной лаборатории распространяется на продукты пищевые и продовольственное сырье, некоторую продукцию строительной отрасли.

    Так, в прошлом году в испытательную лабораторию поступило более 1000 образцов, проведено 5000 испытаний, по результатам которых выдан 91 протокол с несоответствием заявленных критериев качества, что позволило недопустить реализацию значительного количества некачественной продукции потребителям.

    Директор ФБУ «Севастопольский ЦСМ»О.В. Конник